Тибетская медицина – это целый космос, а потому охватить все ее пространство просто невозможно. Но можно хотя бы подойти к его вратам и задать несколько вопросов тому, кто за этими вратами давнымдавно стал своим человеком.
В самом словосочетании «тибетская медицина» есть нечто завораживающее. Сразу представляешь себе огромные горы и одинокого старого ламу, бредущего среди снегов. Но мой реальный собеседник совсем не стар. Ему всего 38 лет. Да и живет он не в далекой горной обители, а здесь у нас, в Москве. И тем не менее он самый настоящий лама, и зовут его Ринчен Тендзин.
– Скажите, пожалуйста, достопочтенный лама, в тибетской медицине целитель, конечно, больше, чем целитель?
– Безусловно, ни один тибетский врач не может заниматься своей практикой, если он не получил на это высокого благословения Его Святейшества ДалайЛамы. Потому что тибетский врач – это еще и монах, и философ.
– А вы?
– Я, лама Ринчен Тендзин, являюсь членом Центрального Совета тибетских врачей. А весь Совет, который находится сейчас в Индии, работает под эгидой Его Святейшества ДалайЛамы ХIV, чья резиденция располагается там же. У нас просто подразумевается, что тибетский врач должен быть лицом духовным. Что же касается тибетской медицины, то претендент на звание тибетского врача обязательно должен знать 2 основных текста. Это книга под названием Джудши, или Четыре тантры от Будды, и книга Бумши, где собрана традиционная тибетская мудрость еще добуддистского периода. Именно эти тексты я изучил к 25 годам. Теперь я готовлюсь получить звание геше. Оно присваивается тем врачам, которые к совершенному знанию тибетской медицины прибавили еще и знание тибетской философии. Если найти европейский эквивалент этому, то, можно представить себе доктора медицинских наук и доктора философских наук в одном лице.
– И всетаки в чем суть тибетской медицины? Расскажите, пожалуйста, хотя бы о нескольких фрагментах этой бесконечной мозаики.
– Сначала остановлюсь на диагностике. Она включает в себя 3 основных компонента: осмотр мочи пациента и внимательное изучение его языка, прослушивание пульса (причем несколько раз!) и различные вопросы к обратившемуся, связанные с его индивидуальностью. Никаких электроприборов или скальпелей у нас нет. Они нам просто не нужны. И не потому, что мы противники научного прогресса, а потому, что наша медицина шла по пути народных традиций, а они не приемлют вмешательство в человеческий организм чужеродных предметов. Исключение представляют разве что иногда применяемые нами иголки.
Пациент, обращающийся к нам, должен предварительно выполнить некоторые условия: не есть тяжелой пищи и вообще не переедать, не прикасаться к спиртному и вести себя соответствующим образом. Поведение сильно сказывается на состоянии организма человека, и если накануне приема у тибетского врача оно было не слишком достойным, то может исказиться вся картина диагноза.
– У вас существует какаято особая классификация болезней?
– Да. Все болезни у нас делятся на болезни слизи, болезни желчи и болезни ветра. И еще мы делим болезни на горячие и холодные. Скажем, если человек испытывает боли в суставах, или у него есть раны и язвы на теле, то мы считаем это горячими болезнями. Они выделяют определенный энергетический жар. А вот если у человека камни в почках или болит поясница, то это болезни холодные. Потому что первопричиной их было какоето переохлаждение, и выделяют они холодную энергию.
– В чем же заключается самая простая схема тибетского взгляда на болезнь?
– Предположим, у вас болезнь слизи. Значит, ее или переизбыток, или недостаток. Или болезнь ветра. Значит, он или слишком сильный, или слишком слабый. Следовательно, задача врачаламы – сделать количество слизи в организме необходимым, а ветер или «унять» или «поднять», но добиться того, чтобы он не беспокоил вас. Ни своими «порывами» ни своим «штилем». Как соотнести эти две классификации друг с другом? Болезнь ветра, как правило, вызывает холодную болезнь, а, скажем, болезнь слизи, нарушение ее баланса в организме, скорее вызовет болезнь горячую. Но я еще раз хочу подчеркнуть, что это самая примитивная схема, потому что охватить все тонкости тибетской медицины в интервью невозможно.
– Правда ли, что тибетская медицина может вылечить даже рак?
– Да. Хотя я не могу утверждать, что мы способны вылечить все формы рака и на всех стадиях заболевания. Но если рак всетаки поддается нашему лечению, то мы пользуемся тремя основными методами: кровопусканием, прижиганием и золотой иглой. Золотую иглу мы втыкаем прямо в макушку пациенту. Очень часто результаты оказывается успешными.
– Часто складывается впечатление, что тибетская медицина – это медицина без лекарств…
– Если подразумевать под лекарствами традиционную «западную химию», то, безусловно, мы не пичкаем своих пациентов антибиотиками и прочими таблетками. Ведь тибетская медицина – медицина народных традиций. Наши лекарства сделаны исключительно на основе трав. Мы тоже делим их на 3 категории: пилюли, порошки, отвары. Плюс к этому всевозможные целебные масла. Причем действие этих снадобий не зависит от веры в них человека. Они действуют сами по себе.
– Но ведь в тибетской медицине большое значение имеет и медитативный метод лечении, и применение различных молитв. Значит, вопрос веры важен! Иначе почему тибетский врач обязан быть ламой и даже философом?
– Совершенно верно. Но методы, о которых вы только что сказали, применяются только в особых случаях. Это мы называем случаями кармических болезней, то есть тех, которые человек нажил себе своим неправедным поведением в прошлых жизнях. Вы знаете, что традиционные буддистские представления предполагают у человека не одну, а множество жизней. Вот из этого мы исходим.
– А что бы вы посоветовали простому человеку, тому, кто прочтет эти строки?
– Лечение образом жизни! Например, любить спорт, но не переусердствовать в нагрузках. Есть часто, но помалу, не переедать. Пользоваться только лекарствами, приготовленными на основе трав. Но есть особо мощное лекарство, доступное всем. Теплая кипяченая вода способна творить чудеса. Только нужно помнить об индивидуальности своего организма и о времени года. Летом пить больше, зимой меньше. Кипяченая вода очень эффективно освобождает организм от шлаков, предотвращает развитие болезней.
И еще одно средство. Быть может, главное. Делать больше добрых дел, жить не столько для себя, сколько для других. У таких людей здоровье всегда лучше, чем у эгоистов.
Беседу вел Леонид ВОЛОДАРСКИЙ